Меню
О городе
Вас приветствует город Лысьва - крупнейший город востока Пермского края, центр Лысьвенского городского округа.
Население города - чуть больше 60 тысяч человек.
Лысьва – город компактный, четко зонированный по типам застройки, поэтому его почти весь можно пройти пешком. Ниже вы узнаете больше об истории города, чем живет город, основные достопримечательности, как добраться до Лысьвы и сможете заказать экскурсии.
История

Слово «лысьва» коми-пермяцкого происхождения: «лысь» означает «лесная», «ва» — «река, вода», а в целом — «лесная вода».


Земли вокруг Лысьвы принадлежали известным купцам и промышленникам Строгановым. Во второй половине XVIII века эти владения по наследству перешли дочери одного из представителей знатного рода Строгановых - княгине Варваре Шаховской.

12 июня 1785 года Шаховская получила в Пермской казенной палате разрешение на строительство чугунно-делательного завода на берегу реки Лысьвы и через два месяца приступила к его закладке. В декабре 1787 года домна дала первую плавку чугуна весом немногим более сотни пудов.

По наследству завод перешел к Варваре Петровне Шуваловой. Ее супруг принадлежал к известнейшей в России семье промышленников Шуваловых. Свою продукцию они метили знаменитым шуваловским клеймом - единорогом. Так на продукции лысьвенского завода появился мистический конь-единорог.

Завод выпускал металлические изделия. Лысьвенским железом до сих пор покрыты купола собора Парижской Богоматери и Британского парламента, им покрывали крыши храмов, домов и театров. Символом качества было клеймо с изображением единорога.

В середине XIX века в Лысьве началось листокатальное производство, ставшее отныне ведущей отраслью на заводе. Доменное производство в 1874 году было прекращено, и с тех пор предприятие работает на привозном чугуне. К 1889 году завод перешел на производство сортового железа. К 1900 году были построены два мартена. Тогда же лысьвенское железо получило Золотую медаль Парижской выставки.
В начале ХХ века сооружается электростанция, устраивается освещение. В 1902 году прошли первые поезда по железнодорожной ветке, соединившей Лысьву со станцией Калино, расположенной на Горнозаводской линии.

В 1926 году заводской поселок получил статус города. Здесь уже есть кинотеатры, клубы, библиотеки. Вскоре открывается механико-металлургический техникум. К 1929 году лысьвенцы выпускали около половины всей производимой в стране оцинкованной и луженой посуды, более 30% эмалированной посуды, 43% белой жести.
В 30-е годы широко развернуто строительство жилья, культурно-бытовых учреждений.

Лысьва поставляла на фронт боеприпасы, зажигательные авиабомбы, металлические полурубашки для защиты самолетов, реактивные снаряды для «катюш» и «андрюш». На лысьвенском заводе освоено производство солдатских касок, спасших миллионы бойцов Красной Армии. За образцовое выполнение заданий Государственного Комитета Обороны завод в 1942 году был награжден орденом Ленина, а в 1945-м - орденом Отечественной войны 1 степени.

В послевоенные годы ЛМЗ интенсивно перестраивается на выпуск мирной продукции. Здесь пускается в эксплуатацию первая в СССР контейнерная электрическая печь, осваивается производство электротехнической стали, бытовых электроплит, фляг для молока.
В конце 1948 года в городе начинается строительство нового крупного предприятия - Лысьвенского турбогенераторного завода, призванного выпускать мощные турбогенераторы для нефтяной и угольной промышленности, а также современные электрические машины. В октябре 1952 года коллектив ЛТГЗ выдал первую плавку, а менее чем через год - первый двигатель.

В 70-80-е годы на ЛМЗ ведется строительство цеха ЛПЦ-3 и эмальцеха №2. На ТГЗ - строительство инструментального корпуса, штамповочного корпуса.
К 1990 году часть производств пришлось закрыть. Затем завод перешел на арендный подряд. Началась реструктуризация производства. Кризис ЛМЗ повлек за собой серьезные социальные проблемы, поскольку именно это предприятие всегда являлось градообразующим.

К началу нового века ситуация стабилизировалась. Свои надежды лысьвенцы связывают с такими крупнейшими промышленными предприятиями, как О00 "Магнитогорская металлургическая компания», ОАО «Привод«», с деятельностью частного бизнеса, который активно набирает обороты и по спектру предоставляемых товаров и услуг не уступает уровню крупных городов страны.


Достопримечательности
Церковь Иоана Богослова

Церковь Иоанна Богослова была построена в 1825 году. Автор проекта неизвестен. Более полутора веков несет миссию объединения православных христиан Церковь Иоанна Богослова.

Дворец культуры металлургов
Построен в 1932 году. Первоначально это была серая невзрачная прямоугольная коробка со входом с северной стороны бывшего лесотарного цеха лысьвенского завода.
К списку достопримечательностей
Афиша
Экономика
Транспорт
Туристическая карта Лысьвы
Статьи и рассказы
Дорогие друзья! Наш портал находится в стадии заполнения информацией о городе и округе. Если бы вы хотели разместить здесь свои материалы краеведческого характера, пожалуйста, обратитесь к администрации сайта (Vitameledina@yandex.ru) и мы с радостью разместим ваши материалы.