Graven: Обзор бумер-шутера в духе Hexen II

Graven: Обзор бумер-шутера в духе Hexen II

Graven: Обзор бумер-шутера в духе Hexen II

Знаменитая компания 3D Realms (она же Apogee), создавшая серию Duke Nukem, сегодня поставила на поток производство олдскульных экшенов, претендующих на звания новой Doom, новой Blood и так далее. Graven — очередной такой проект, который заранее окрестили новой Hexen II. Разработан он датской студией Slipgate Ironworks, у которой довольно противоречивая репутация: с одной стороны, она создала Bombshell и Kingpin: Reloaded (что не есть хорошо), а с другой — вполне приличную Rad Rodgers. Неудивительно, что и Graven получилась весьма противоречивой.

Ссыльный жрец против еретиков
Graven находилась в раннем доступе почти три года и изначально позиционировалась чуть ли не как immersive sim. В итоге мы получили игру, которая действительно далека от понятия «коридорный шутер» и больше всего схожа по концепции с Hexen II, то есть представляет собой смесь олдскульного шутера, экшн/приключения с головоломками, а также компьютерной RPG. Хотя изначально ассоциации с Hexen II вызывает прежде всего рука, которая с помощью магической книги поджаривает врагов файерболами.

Принадлежит рука жрецу ордена Чистейших, который был осуждён на пожизненное изгнание за убийство культиста. Почему и кто его за это изгнал — непонятно. Как бы то ни было, в этом изгнании наш жрец оказался на грани смерти и уже приготовился обрести вечный покой, но тут некий голос сообщил, что покой ещё нужно заслужить. И жрец обнаружил себя посреди болота на лодке, которая отвезла его в охваченный чумой город.

Здесь мы сразу предоставлены сами себе — можно свободно исследовать небольшую пристань или отправиться в город в поисках библиотеки, где наш герой хочет найти ответы на многочисленные вопросы. Но сначала городской сборщик налогов попросит разобраться с источниками чумного заражения, отправившись на болота. Второй акт резко меняет декорации — мы попадаем в морозные края. Третий и вовсе переносит нас в пустыню. Везде жрец имеет дело с культистами и еретиками. А красной линией проходит его желание вновь увидеться с дочерью.

В любом случае сюжет проходит фоном, а важные события и кат-сцены мы видим по большим праздникам — то есть после убийства босса.

Хороший потенциал
На протяжении всех трёх актов мы сражаемся с врагами, выполняем сюжетные и побочные квесты, исследуем мир, в том числе в поисках секретов, и решаем головоломки. Никто при этом чётко не указывает, куда идти, — карты нет в принципе. Можно свободно исследовать территории, пока не упрётесь в очередную закрытую дверь, от которой нужно найти ключ. Или, как вариант, нужно уничтожить тотемы, чтобы снять печати с дверей. Или найти рычаг. Или отыскать шестерёнки, чтобы что-то починить.

Да, головоломки в Graven стандартные — ещё мы крутим статуи, чтобы повернуть их в одну сторону, и выставляем символы на столбах согласно найденным указаниям. Встречаются и чуть более сложные пазлы, но понятно, что это не Myst.

Очень показательно для местного дизайна и в принципе для того, чем мы занимаемся в игре, первое подземелье (точнее, канализация), где нужно придумать, как уничтожить горы чумных трупов. Здесь много ответвлений и затопленных коридоров, где мы не только сражаемся, но и нажимаем рычаги, ставим ящики на нажимные платформы, убираем тела, чтобы попасть в секретное место, и таскаем огнеопасные бочки, а потом подрываем их точным выстрелом или взмахом нашей магической руки.

Магия в Graven часто используется для решения задачек и для уничтожения препятствий — можно сжигать доски (правда, не все), в холодном крае с помощью огня мы растапливаем лёд. Когда получаем морозную магию, то, наоборот, замораживаем воду в реках, чтобы пройти по льду. А электрические заряды не только оглушают врагов, но и заряжают некоторые механизмы. Ничего особенного, конечно, но магические упражнения освежают шутерный геймплей.

Слабая реализация
Привычной системы прокачки нет, но помимо секретов мы всю игру ищем особые алтари, которые увеличивают запасы маны, и периодически находим кольца с полезными эффектами. А собранные деньги позволяют улучшать у кузнеца и алхимика оружие или магию. Усиления не просто повышают урон, а дают новые свойства или дополнительные атаки — например, прокачка файербола сделает так, что горящие враги начнут паниковать и распространять огонь.

Проблема в том, что многие улучшения не нужны, а увеличение запасов маны и вовсе почти бесполезно. И тут начинается невесёлый рассказ о проблемах с логикой, гейм-дизайнером и балансом в Graven.

Зачем, спрашивается, улучшать парирование у меча, если первый же апгрейд посоха позволяет с одного удара далеко и навсегда отбрасывать многих врагов? По этой же причине бессмысленны и дальнейшие улучшения посоха. Да и тот не так часто используется — в игре явный перекос в сторону дальнобойного оружия, которого тут очень много, включая пару видов арбалетов, самострел и даже ручную баллисту. И к ним ещё постепенно открываются разные типы боеприпасов.

Улучшать дальний бой тоже можно, но и там не все апгрейды полезны. По умолчанию тот же самострел, приравненный тут к дробовику, явно сильнее прочих. А боеприпасы к нему, поначалу довольно редкие, через какое-то время начинают выпадать практически отовсюду. Соответственно, магия в бою практически не используется. А для решения загадок и исследования мира хватает минимальных запасов маны, которые восполняются автоматически.

Всё это не значит, что враги в Graven не оказываются сопротивления. Даже на третьем из пяти уровней сложности встречаются проблемы — противники иногда берут числом в ближнем бою и читерской точностью в дальнем. Во втором акте кривая сложности довольно резко и несбалансированно взмывает вверх, а в третьем хлопоты игроку доставляют изощрённые ловушки и ломающие темп пазлы, требующие муторно искать нужные предметы. Ну и в целом последний акт явно хуже остальных и выпадает из общей картины.

И в каждом акте очень не хватает карты, из-за чего мы просто не понимаем, куда идти и чего от нас хотят. Вот как можно догадаться, что за огромным залом библиотеки есть другой, где находится квестовая книга, а чтобы попасть туда, нужно среди кучи окон найти одно и разбить его? И ладно, если бы это было нужно по дополнительному заданию, но нет — по основному. В итоге и без того длинный первый акт в итоге начинает казаться откровенно затянутым.

Отмечу также неинтересных по большей части боссов — первый из них вообще может застрять в текстурах, чтобы вы беспрепятственно расстреляли его уязвимые места. А ещё периодически случаются баги разной степени серьёзности — вплоть до критических.

У Graven хватает проблем. Это тем более обидно, что на самом деле перед нами красивая и атмосферная игра, вполне способная увлечь — особенно на первых порах. Но свой потенциал она так и не реализовала.

Плюсы: интригующее сочетание разных жанров; свободное исследование мира; куча секретов; динамичные сражения; отличная физика; игра атмосферная и красивая.

Минусы: сюжет проходит фоном; дисбаланс оружия и сложности; магия в сражениях почти бесполезна; нет карты; неинтересные боссы; проблемы с оптимизацией; неприятные баги.